C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами, такими, как задержка психического развития, аутизм, эпилепсия, умственная отсталость.
Некоторые из детей имеют статус ребенка-сироты, находятся на воспитании в приемных и опекунских семьях. Ни для кого не секрет, что дети с ОВЗ нуждаются в специализированной медицинской помощи, индивидуальной программе обучения, особом режиме. Поэтому общеобразовательным школам приходится работать над вопросами создания адекватных условий для развития и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья.
В сентябре 2015 года в школе-интернате создана Служба содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождения семей принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей и постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната. Организация системы работы с замещающей семьей, построение системы психолого-медико-педагогического сопровождения - одна из задач, стоящая перед Службой сегодня. Практическая работа показала, что кроме работы с замещающей семьей, необходимо обучать, готовить педагогические коллективы массовых школ к принятию и обучению детей с ОВЗ. И дело не в том, что педагоги не хотят работать с такой категорией детей. Отсутствие педагогов – дефектологов, методического обеспечения вызвало массу вопросов. Как подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к учебе в обычной школе? Какие проблемы у него возникнут? Готова ли школа к обучению, принятию таких детей? В сентябре 2015 года были заключены договоры между нашей школой-интернатом и отделами образований Моркинского и Звениговского районов о взаимном сотрудничестве. В рамках заключенных договоров в сентябре 2015 года на базе МУ «Моркинская средняя школа № 2» был проведен обучающий семинар, в котором приняли участие педагоги-дефектологи школы-интерната и заместители директоров по УВР школ Моркинского муниципального района. В конце ноября 2015 года на базе МУ «Шелангерская средняя школа» Звениговского района проведено выездное заседание, в котором приняли участие учителя-предметники и специалисты Службы, с педагогическим коллективом вышеуказанной школы. Учителя-дефектологи Петрова Татьяна Витальевна, Шакирова Ирина Вениаминовна, Большакова Эльвира Владимировна, заместитель директора по УВР Шабалина Татьяна Ивановна поделились своим опытом работы по основным подходам в организации учебного процесса для детей с ОВЗ. Специалисты Службы Фахрутдинова Раиля Габдульнуровна, Григорьева Зинаида Ивановна и Воронкова Нурзида Гумаровна рассказали педагогам о системе психолого - медико-педагогического, социального, юридического сопровождения семей, принявших на воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, ознакомили с такой формой устройства детей, как «гостевая» семья.
Педагогика сотрудничества становится необходимой в условиях развивающего образования. Совместная работа позволит решить актуальную задачу – повысить степень
интеграции детей с проблемами в развитии в социальную среду. И над этими проблемами вместе с другими коллегами предстоит работать.