30 ноября 2016 года на базе ГБОУ Республики Марий Эл «Октябрьская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» организован семинар «Организация коррекционной работы в учебно-воспитательном процессе с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта» совместно ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования».
На семинаре присутствовали: заместитель Министра образования и науки Республики Марий Эл Иванов А.В., главный специалист-эксперт отдела социальной защиты детства, опеки и попечительства Министерства образования и науки Республики Марий Эл Шустова О.Д., ведущий специалист МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» Дмитриева А.Х. и 34 педагога общеобразовательных организаций Моркинского и Звениговского районов Республики Марий Эл
Предмет семинара - организация коррекционной работы, направленная на создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Цель семинара – повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области организации коррекционной работы в учебно-воспитательном процессе с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта
Поставлены задачи:
1. Выработка общих подходов к организации коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальными нарушениями с учетом личностного, физического, интеллектуального развития ребенка и специфики ОВЗ;
2. Создание безбарьерной среды для получения качественного образования и формирования социальной компетентности обучающихся с ОВЗ для успешной социализации в обществе;
3. Обобщение опыта работы педагогов ГБОУ Республики Марий Эл «Октябрьская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В результате обучения на семинаре, слушатели приобрели теоретические знания и практические формы организации образовательного процесса, методы коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
Для достижения поставленной цели слушателям семинара был представлены открытые занятия, мультимедийные презентации, слайд-доклады, и проведена дискуссионная площадка по теме «Организация учебно-воспитательного процесса в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта».
В начале семинара перед педагогами республики с приветственным словом выступил заместитель Министра образования Республики Марий Эл Иванов Александр Васильевич.
Далее с докладом выступила Валиева Ирина Васильевна, директор ГБОУ Республики Марий Эл «Октябрьская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ирина Васильевна ознакомила присутствующих с особенностями обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в контексте требований ФГОС.
Далее педагоги разделились на 4 подгруппы. Им были предложены: открытые уроки, коррекционное занятие, самоподготовка
На первом этапе было показано 4 открытых урока:
1. Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог Смоленцева Антонида Геннадьевна, провела урок математики в 1- 2 классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 20» (2 класс), «Сложение и вычитание чисел в пределах 3» (1 класс),
Антонида Геннадьевна представила опыт работы в коррекционном разноуровневом классе с детьми 1 и 2 класса.
2. Петрова Татьяна Витальевна, учитель высшей квалификационной категории, дефектолог провела урок письма и развития речи в 6 классе с использованием мультмедийной презентацией на тему «Собственное имя существительное». Она познакомила с приемами коррекционной работы на уроках письма и развития речи, направленных на развитие познавательных процессов, таких как внимание и мышление
3. Макова Раисия Александровна, учитель высшей квалификационной категории, дефектолог, показала урок биологии в 8 классе на тему
«Общие признаки птиц. Внешнее строение птиц». Урок составлен с использованием мультмедийной презентации. Все методы урока были направлены на побуждение детей к самостоятельной деятельности.
4. Коррекционное занятие в 4 классе «Волшебная страна знаний»
Валерьянова Марина Борисовна, учитель первой квалификационной категории, дефектолог. Все моменты занятия были логичны и последовательны, подчинены одной теме. В работе с детьми воспитатель использовала вопросы поискового характера, вопросы на сообразительность и логическое мышление. Приемы на занятии носили игровой характер.
На втором этапе также было показано 4 открытых урока:
1. Шакирова Ирина Вениаминовна, учитель высшей квалификационной категории, дефектолог провела интегрированный урок математики в 9 классе «Нахождение нескольких % числа» с применением мультимедийной презентации. Урок имел практическую направленность, на уроке дети составляли семейный бюджет. Все методы урока были направлены на побуждение детей к самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта.
2. Урок профессионально-трудового обучения в 5 классе «Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом»
Шихматова Елена Станиславовна, учитель первой квалификационной категории. На уроке был показан практический опыт детей обработки края изделия швом вподгибку с закрытым срезом
3. Самоподготовка в 7 классе Васильева Наталья Ильинична, воспитатель первой квалификационной категории, дефектолог. Были показаны технологии выполнения домашнего задания по трем предметам – письмо, математика, чтение.
4. Васильев Сергей Иванович, учитель первой квалификационной категории, дефектолог на уроке профессионально-трудового обучения в 5 классе научил практическому выполнению вкладышей на вяленую обувь.
Все моменты занятия были логичны и последовательны, подчинены одной теме.
Следующим этапом семинара была дискуссионная площадка «Организация учебно-воспитательного процесса в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта»
1. Педагоги Шабалина Татьяна Ивановна, учитель высшей квалификационной категории, дефектолог и Ильина Наталья Александровна, педагог-психолог первой квалификационной категории ознакомили присутствующих и провели практикум на тему «Особенности познавательных и психических процессов у детей с ОВЗ».
2. Замалютдинова Гульфия Агзамовна, заместитель директора по УВР и Большакова Эльвира Владимировна, учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог провели практикум, в ходе которого обсуждались вопросы организации учебно-воспитательного процесса с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, создание безбарьерной среды для получения качественного образования и формирования социальной компетентности обучающихся с ОВЗ для успешной социализации в обществе.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что участники семинара изучили особенности организации коррекционной работы в учебно-воспитательном процессе с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта» направленной на повышение педагогической компетентности и применение её в обучении детей с ОВЗ.